|
Алексей Лосев22.09.1893 — 24.05.1988
Алексей Федорович Лосев — русский философ и религиозный мыслитель, переводчик и комментатор античной и средневековой литературы, автор философско-психологической прозы, филолог, профессор, доктор филологических наук. Родился 10 (22) сентября 1893 года в Новочеркасске, в семье учителя, преподававшего в гимназии математику. Но отец оставил семью, когда ему было всего три месяца, и воспитанием мальчика занималась мать - дочь священника. Обучался в Новочеркасской гимназии, которую окончил с золотой медалью в 1911 году и поступил в Московский Университет. Еще в гимназии Алексей Федорович увлекся сочинениями Платона, Вл. Соловьева. Обучаясь в Московском университете на отделениях классической филологии и философии, часто посещает Религиозно-философское и Психологическое общества. Оканчивает университет в 1915 году, а уже в 1919 году избирается профессором Нижегородского университета. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.
Также он получил и профессиональное музыкальное образование - в школе итальянского скрипача Ф. Стаджи. Профессор Московской консерватории, член Государственного института музыкальной науки (1922). В 20-х гг. Алексей Федорович работает в Государственной Академии художественных наук, где заведует музыкально-психологической комиссией и комиссией по изучению истории эстетических учений, в Московской консерватории ведет курс "Истории эстетических учений".
В 1929 г. вместе с женой Валентиной Михайловной Лосевой тайно постригается в монахи от Афонских старцев. Супруги Лосевы принимают монашеские имена Андроник и Афанасия. Лосев становится сторонником (вслед за Флоренским) т. н. имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедует философию Имени, как изначальной сущности мира.
Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» 1930 г., где он открыто отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле (против него выступил даже сталинский приближенный Л. М. Каганович), далее арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы по сфабрикованному делу о так называемом Церковном монархическом центре "Истинно-православная церковь". Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству сестры А. М. Горького Е. П. Пешковой в 1933 г. он, как и его жена, приговоренная к 5 годам, были освобождены. С Лосевых снимают судимость и разрешают жить в Москве. Философию ему преподавать не разрешалось. С трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной Академии художественных наук, Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1944). После возвращения из ссылки вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, неуклюже снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.
В 1943 году по совокупности работ ему присваивается звание доктора филологических наук. С 1944 года и до конца своей жизни Алексей Федорович преподает в Московском Педагогическом Институте.
Лишь после смерти Сталина Лосев получает возможность публиковать свои работы, хотя публикация каждой работы всегда будет сопровождаться различными сложностями и затяжками, они не останавливают Алексея Федоровича - к концу жизни общая библиография его научных работ насчитывает около 650 наименований (прижизненно - около 450). Главным трудом жизни Лосева станет 10-томник «Истории античной эстетики», взорвавший традиционные представления об античности. При жизни автора вышло 6 томов, за которые в 1986 году он был удостоен Государственной премии.
Лосев сделал для античности то, что Лихачёв сделал для древнерусской культуры. Перед студентами и ученым миром всплыла затонувшая Атлантида античной цивилизации. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников.
В сущности, это было богословие и прежде всего богословие. Несмотря на чрезвычайную осторожность, Лосев постепенно обрастает кругом учеников и последователей среди молодых ученых. В его философских чаепитиях принимают участие С. С. Аверинцев, В. П. Троицкий, В. В. Бибихин, К. А. Кедров, С. Б. Джимбинов и другие известные филологи. Выходит популярная книга «Владимир Соловьев».
Тираж книги сначала полностью арестован, но потом под давлением общественности всё же распродан в дальних уголках страны. Власти ведут двойную игру, одновременно запрещая работы и награждая всемирно известного ученого. В 1980-е годы тяжело больной Лосев, уже не маскируясь, открыто говорит ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие.
Автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского. Был редактором сочинений Платона (Тт. 1-3, 1968—1972).
Умер выдающийся философ и филолог 24 мая 1988 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
|
|
|
|
поиск и обсуждение книг, новых, старых, лучших, советы других и ваши мнения - на ФОРУМЕ САЙТА "Книги, книги, и другие книги". |
|
|
|
Telephones, address and opening times for shops, post and banks in the UK
|
|