Ладошки, у меня РАНЧИК РОДИЛСЯ! :-)
...
Уважаемые давние поклонники и посетители Ладошек!
Я запускаю коммьюнити-сайт, новый проект, а вы все, будучи
https://www.facebook.com/run4iq
Бег для интеллектуалов.
Бег для интеллекта.
Бег "за" интеллектом. Он сам не придёт ;-)
Ранчик родился!
Андрей AKA Andrew Nugged
Ладошки служат как архив программ для Palm OS и Poclet PC / Windows Mobile
и разрешённых книг с 15 окрября 2000 года.
Натан Яковлевич Эйдельман родился 18 апреля 1930 года в Москве в семье журналиста. В 1952 году он окончил исторический факультет МГУ. Затем он преподавал в вечерней школе, был научным сотрудником Московского областного краеведческого музея в Истре, а в конце 1980-х гг. работал в Институте истории АН СССР; участвовал в подготовке издания памятников русской Вольной печати, выступал со статьями в научных сборниках.
отрывок из произведения:
...В 1972 г. от правнука А.И. Герцена Леонарда Риста, живущего во Франции, в Государственный литературный музей поступил подарок, ныне экспонируемый в Музее А.И. Герцена в Москве: экземпляр первого издания книги Н.Г.nbsp;Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (цензурное разрешение на которое, как известно, последовало 11 апреля 1855 г.) [1]. В ответ на запрос Музея А.И. Герцена Л. Рист отвечал 16 августа 1976 г.: «Что касается книги Чернышевского, я точно знаю, что она была в библиотеке Таты, а после ее смерти в 1936 году она принадлежала моей бабушке Ольге или моей матери и потом пришла ко мне» [2]. Книга сохранилась не очень хорошо: обложка подновлена, страницы кое-где пожелтели; на первой странице обложки едва различимая карандашная надпись, сделанная неизвестным почерком, — «Tchernichevski»; все листы книги разрезаны, однако без особой тщательности и в некоторых случаях довольно неровно. Главной же особенностью книги являются строки, ясно читаемые у верхнего обреза титульного листа:
«Александру Ивановичу Герцену с благоговением подносит Автор» Надпись сделана, очевидно, гусиным пером старой или плохой очинки, темными, несколько выцветшими от времени чернилами. В самом начале посвящения, в конце слов «Александру» и «Герцену», а также в начале подписи — заметны кляксы, просочившиеся нс только на оборотную сторону титула, но даже запачкавшие следующие четыре страницы [3].
Научный и общественный интерес, который вызывает надпись, не требует объяснений. Тема взаимоотношений Герцена и Чернышевского — одна из центральных проблем истории русской освободительной мысли и революционного движения.
Первое и, возможно, единственное прямое документальное обращение Чернышевского к Герцену — надпись на книге, выдержанная в тоне глубокого уважения («с благоговением подносит...»), вводится в научный оборот и, без сомнения, явится объектом размышлений.
В предлагаемой работе делается попытка, отчасти гипотетическая, объяснить происхождение дарственной надписи Чернышевского, определить ее место среди других известных материалов и документов.
Время написания
В библиотеке Государственного литературного музея сохранились еще три экземпляра первого издания «Эстетических отношений» с авторскими надписями (это ведь была единственная книга, которую Чернышевский мог дарить на свободе). На одном экземпляре написано: «П.П. Пекарскому от автора«; на другом: «Н.М. Благовещенскому от автора»; на третьем: «Н. М. Щепкину и его прекрасному, благородному предприятию от автора».
Только обращение к Н.М. Щепкину по типу приближается к тому, что написано Герцену. Все надписи недатированы, но подарок Щепкина, без сомнения, относится к концу 1857 г. «Прекрасное и благородное предприятие» — это известная книжная лавка Щепкина в Москве. Именно в конце 1857 г. Чернышевский дважды отзывается о ней в подобных выражениях и отмечает свое недавнее знакомство с Щепкиным [4].
Существует возможность уточнить датировку и обращения к А.И. Герцену. Первое издание « Эстетических отношений искусства к действительности» вышло в свет 3 мая 1855 г. [5]. Чернышевский был арестован 7 июля 1862 г. Период после июля 1959 г. (лондонская встреча Чернышевского и Герцена), можно, очевидно, из рассмотрения исключить, так как их отношения в то время были достаточно сложны и исключали возможность дарственной надписи «с благоговением».
Сужение возможных пределов датировки до 1855-1859 гг. по сути ведет к альтернативе: либо книга с надписью была переслана Герцену заочно, до прибытия Чернышевского в Лондон, либо она была вручена во время лондонской встречи.
Предположение, будто «Эстетические отношения» были посланы в Лондон до июля 1859 г, может быть подкреплено лишь двумя аргументами. Во-первых, дата выхода книги обычно близка ко времени ее дарения. Горячие отклики на диссертацию Чернышевского прослеживаются в прессе, а также в переписке и дневниках современников преимущественно в 1855-1856 гг [6]. Второй довод в пользу ранней датировки: тон дарственной надписи более соответствует стадии заочных взаимоотношений Герцена и Чернышевского [7]. Как известно, Герцен заметил полускрытую дружескую хвалу в свой адрес в работе Чернышевского «Очерки гоголевского периода русской литературы», появившуюся осенью 1856 г.; 30 (18) ноября 1856 г. Герцен писал М.К. Рейхель: «Новости из России и не такие узнаете — да, двигается вперед. В «Современнике» говорят обо мне и о Белинском — называют меня: автор «Кто виноват?»» (XXVI, 50).
Приведенные доводы насчет возможной ранней датировки подарка, однако, довольно относительны...