Ладошки, у меня РАНЧИК РОДИЛСЯ! :-)
...
Уважаемые давние поклонники и посетители Ладошек!
Я запускаю коммьюнити-сайт, новый проект, а вы все, будучи
https://www.facebook.com/run4iq
Бег для интеллектуалов.
Бег для интеллекта.
Бег "за" интеллектом. Он сам не придёт ;-)
Ранчик родился!
Андрей AKA Andrew Nugged
Ладошки служат как архив программ для Palm OS и Poclet PC / Windows Mobile
и разрешённых книг с 15 окрября 2000 года.
Эссе о жанре новеллизации фильмов. Опубликовано в «Книжном обозрении».
отрывок из произведения:
...Первые экранизации литературных произведений появились вскоре после рождения кинематографа. С тех пор у продюсеров и режиссеров интерес к экранизациям популярных сочинений не угасает. В ход идет все — от античных драм и старых комиксов до современных бестселлеров и суперсовременных компьютерных игр.
А такой гений кинематографа, как Сергей Эйзенштейн, к примеру, совершенно серьезно готовился к художественной экранизации «Капитала» Карла Маркса. Его революционный фильм «Стачка» — фрагмент неосуществленной киноэпопеи.
Первые так называемые кинороманы появились спустя несколько десятилетий после рождения кино, когда выяснилось, что это — не очередной недолговечный пошлый балаган. Кинематограф заметно повзрослел, обрел звук, а вскоре и цвет, усложнился творчески и технически. Многим — и в первую очередь самим кинотворцам — стало понятно, что родился совершенно новый вид искусства, со своими правилами и законами, со своими преимуществами и недостатками — в сравнении с остальными, старшими, видами искусства.
Когда стало очевидно, что кино научилось наконец лепить живые человеческие характеры вместо плоских шаблонных персонажей, когда сюжеты фильмов перестали втискивать в Прокрустово ложе строго определенного метража ленты, когда оказалось, что кино может быть не только многожанровым, но и многосерийным — чему, кстати, немало способствовало и возникновение телевидения — тогда-то некоему остроумному человеку — киномагнату, продюсеру, сценаристу или обыкновенному литподенщику — пришла в голову великолепная мысль: «Если экранизируют знаменитые романы, то почему бы не романизировать знаменитые фильмы?» Где и когда впервые появился роман, написанный по киносценарию либо литературной записи фильма, — определить не берусь. Для этого наверняка придется провести серьезное научное исследование. Вполне вероятно, что он появился в США, где предприниматели издалека чуют выгоду и где все, даже высокое искусство, — всего лишь товар, который можно выгодно продать и хорошо заработать.
Однако и Россию, верней — СССР, я бы все-таки тоже не сбрасывал со счетов.
Дело в том, что еще в 1939 году по сценарию писателя, литературоведа и кинодраматурга Виктора Шкловского был снят исторический фильм «Минин и Пожарский». Вскоре автор переработал сценарий в исторический роман, который увидел свет в 1940 году.
Через несколько десятилетий по сценарию суперпопулярного приключенческого сериала «Адъютант его превосходительства» писателями Северским и Болгарином был создан роман, а позже вышло продолжение «Адъютанта...» — роман «Седьмой круг ада».
Припоминаю еще, что в семидесятые в альманахе «Мир приключений» вышла небольшая повесть «Достояние республики», написанная по сценарию популярного тогда приключенческого фильма.
Впрочем, в СССР это были единичные случаи, и особого внимания ни авторов, ни издателей, ни читателей у нас они не привлекли. Да и не могли привлечь, потому как в СССР как литературе относились не как к товару и даже не совсем как к искусству, а в первую очередь как к одному из инструментов политики. Писатели в первую очередь были политическими чиновниками, а потом уже людьми искусства — пролетарского. Популярность была не главным. Важнее была идеологическая выдержанность. Наверное, поэтому наиболее интересные и популярные (и, как правило, наименее идеологические) книги издавались наименьшими тиражами и редко переиздавались.
В прагматичных Штатах рассуждали, как всегда, по-иному: «Если на этой идее можно заработать, так почему бы не заработать?» И вскоре на книжных полках США и других стран появились первые романы, написанные по сценариям популярных фильмов, а затем — и телесериалов. Сейчас за рубежом это — целое ответвление литературы. В США практически не бывает мало-мальски популярного фильма, по сценарию которого не выпустили бы роман. И это касается не только приключенческих лент, но и любого полюбившегося зрителям фильма.
Романизированы все серии «Звездных войн» и «Чужих», все «Горцы», «Смертельное оружие», «Назад в будущее», киносериал «Звездный путь» и приключения Индианы Джонса, «Инопланетянин», «Военные игры», «Фараоны и Робберсоны», «Зардоз», «Крулл», «Основной инстинкт» и так далее. Романизированы суперпопулярные телесериалы «Сумеречная зона», «Даллас», «Санта-Барбара», «Секретные материалы» — и не только они...
Если же литературный вариант фильма оказывается достаточно раскупаемым, тогда литературные приключения знакомых киногероев продолжают писатели в книжном сериале, как это случилось, например, с Индианой Джонсом, «Звездными войнами» и «Звездным путем». Причем занимаются этим литературным ремеслом вовсе не только литподенщики, но и весьма известные авторы. К романизациям прикладывал руку Айзек Азимов, пишут и другие, известные не только в США, литераторы, а известный и весьма плодовитый фантаст Алан Дин Фостер не только романизировал первую серию «Звездных войн» и три серии «Чужих» (наверняка он же романизирует и четвертую серию этого киносериала), но и многие другие фильмы, а также написал несколько книжных продолжений «Звездных войн».
Кстати, как, например, в США из этой идеи максимально выжимают выгоду, видно из истории фильма «Внутреннее пространство», где человека вместе со специальной подводной лодкой сильно уменьшают и запускают в организм другого человека...