|
Михаил Лифшиц23.07.1905 — 28.09.1983
Михаил Александрович Лифшиц — советский философ-марксист, эстетик и литературовед. Действительный член АН СССР (1975). Родился 23 июля 1905 года в Мелитополе. В 1923 г. поступил учиться во ВХУТЕМАС (Высшие государственные художественно-технические мастерские — затем ВХУТЕИН — советский аналог немецкого «Баухауза» ) как художник, в 1929 г. разошёлся со своими учителями из-за тенденции отрицания классического наследия и перешел на работу в Институт Маркса и Энгельса, где стал заниматься вопросами эстетики с маркистской точки зрения. В 1930 г. встречается с Д. Лукачем, оказавшим на него большое влияние, причем сам Лукач признавал, что Лифшиц тоже оказал на него большое влияние:
«Я всегда с величайшей радостью думаю о нашей первой встрече в 1930-м году. Это был первый и с тех пор единственный случай в моей долгой жизни, когда я сошёлся с гораздо более молодым учёным без того, чтобы при этом могла бы возникнуть даже идея возможности отношения между учителем и учеником... То, что это моё впечатление не было чисто субъективным, показывают наши последующие сочинения... Поэтому тот, кто говорит здесь о положении ученика, говорит здесь чистейшую глупость, которая не соответствует фактам».
В кружок Лифшица-Лукача, объединившийся вокруг журнала «Литературный критик» входило еще несколько критиков и литературоведов, к нему примыкал знаменитый писатель А.П.Платонов. Они заинтересовались реконструкцией эстетических взглядов К.Маркса. Лифшиц создает антологии «Маркс и Энгельс об искусстве» и «Ленин об искусстве». Также он пишет работы о Д.Вико, И.Винкельмане, Г.Гегеле. Официальные литературоведы возглавляемые А.А.Фадеевым (В.В.Ермилов, В.Я.Кирпотин), объявили эти взгляды «страшным течением», которое угнетает советских писателей и даёт им неверные образцы для подражания вроде А.Платонова. Лифшиц ответил на этот донос статьёй «В чём сущность спора?» в «Литературной газете». После этого постановлением ЦК ВКП(б) «Литературный критик» был закрыт и Лифшиц замолчал на 11 лет.
В 1941 г. он уходит на добровольцем на войну. Ему пришлось даже выходить из окружения, что тогда могло кончиться для него плохо, так как он уничтожил свой партбилет и другие документы, но всё обошлось, возможно благодаря заступничеству А.Т.Твардовского.
После смерти И. В. Сталина Лифшиц опубликовал в «Новом Мире» статью «Дневник Мариэтты Шагинян» (1954. № 2), вызвавшую литературный скандал, после чего был исключен из КПСС. В 1950-е годы возникло сотрудничество с Э.В.Ильенковым. Ильенков с друзьями решили перевести на русский книгу Лукача «Молодой Гегель» и встретили трудности при переводе некоторых философских терминов. Они написали письмо Лукачу, тот им ответил, но спросил, почему они обратились к нему, когда в Москве живет человек, не хуже него могущий ответить на эти вопросы. В Ильенкове Лифшиц нашел союзника, с которым он обсуждал многие философские проблемы, особенно проблему идеального.
Взгляды Лифшица однако были далеки от политического либерализма. Критиковал модернизм. 8 октября 1966 года Лифшиц публикует в «Литературной газете» памфлет против современного искусства «Почему я не модернист?», а в 1968 г. — книгу «Кризис безобразия» (см. ниже). Однако, оставаясь в жестких рамках марксизма, Лифшиц, тем не менее, высказывал далеко не тривиальные идеи, почему и в настоящее время они вызывают интерес.
Интересны его отношения с А. И. Солженицыным. Лифшиц в начале шестидесятых советует А. Т. Твардовскому опубликовать повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича», хотя до конца жизни Лифшиц верил в социализм. Сам Солженицын называл его «ископаемым марксистом», на что Лифшиц ответил, что ископаемые бывают полезные, и уж лучше быть ископаемым марксистом, чем ископаемым защитником реставрации Бурбонов.
Скончался 28 сентября 1983 года в Москве.
|
|
|
|
поиск и обсуждение книг, новых, старых, лучших, советы других и ваши мнения - на ФОРУМЕ САЙТА "Книги, книги, и другие книги". |
|
|
|
Telephones, address and opening times for shops, post and banks in the UK
|
|